Баженовской поселенческой библиотеки
Вторник-суббота
с 10.00 до 19.00 часов,
перерыв
с 14.00 до 15.45 часов
Выходные дни
воскресенье, понедельник
Адрес: 452031,
Республика Башкортостан,
Белебеевский район,
с. Баженово,
ул. Административная, д. 5
Электронный адрес:
belebeibagenpb@mail.ru
Библиотекарь
Болдырева Елена Николаевна
Просим вас оценить работу библиотеки, пройдя по QR-коду:
Ваше мнение очень важно для нас.
Июль 2023 года
21 июля 1898 года родился Леонид Сергеевич Соболев — русский советский писатель и журналист, военный корреспондент. Леонид Сергеевич родился 21 июля 1898 г. В 1910 — 1918 годах учился в Петроградском кадетском корпусе, морское училище. В 1918 — 1931 годах служил в Красном Флоте. С 1931 года — оргсекретарь Ленинградско-Балтийского отделения Литературного отделения Красной Армии и Флота и секретарь журнала «Залп». Участвовал в советско-финляндской войне 1939 — 1940 годов.
В годы Великой Отечественной войны работал корреспондентом газеты «Правда», Совинформбюро и Главного политического управления Военно-Морского Флота. В 1957 — 1970 годах — председатель правления Союза писателей РСФСР. Впервые выступил в печати в 1926 году с очерком «„Ленин“ в Ревеле». Впоследствии главное место в творчестве Леонида Соболева заняла морская тематика, которой посвящены рассказы 1930-х годов, роман «Капитальный ремонт», сборник фронтовых очерков и рассказов «Морская душа», повесть «Зелёный луч». В марте 1943 года Сталинскую премию второй степени передал на строительство боевого катера «Морская душа» . Им были написаны литературно-критические и публицистические книги «На главном курсе», «Ветер времени» и другие, киносценарии.
В 1935 году совершил поездку в Среднюю Азию и Казахстан, что создало дополнительную базу для творчества: он внёс вклад в перевод с казахского на русский язык эпопеи «Путь Абая» М. О. Ауэзова, вместе с которым в 1941 году он написал трагедию «Абай». Автор труда «Эпос и фольклор казахского народа», статей об Абае, Джамбуле и других казахских писателях.
Леонид Сергеевич Соболев трагически ушёл из жизни 17 февраля 1971 года.
20 июля во всём мире отмечают День шахмат. К этой дате в Баженовской библиотеке прошел познавательный час «Шах и мат Вам господа».
В начале встречи библиотекарь рассказала об истории возникновения шахмат, что шахматы существует уже многие века, изобретены в Индии более 1500 лет назад и назывались «чатуранга».
Школьники также узнали о различных легендах и мифах, связанных с шахматами, например, о легенде «белое и черное». О том, как братья-близнецы не хотели делить королевство поровну и началась непрекращающаяся война, пока один мудрец не показал, как можно прекратить войну без крови и определить победителя. Достал деревянную дощечку и черно-белые деревянные фигурки. Между братьями началась длительная шахматная «война», в этом поединке победу одержал брат, игравший белыми фигурами, по праву победителя он же и стал новоиспеченным правителем страны.
Библиотекарь отметила, в настоящее время шахматы являются одной из самых популярных игр в мире и используются в качестве игры для тренировки ума, развития стратегического мышления и предложила перейти к играм. Ребята с удовольствием поиграли в «шахматные» игры: «Найти фигуру», «Волшебный мешочек», отгадывали загадки.
Как выяснилось, многие из участников встречи знают правила шахматной игры и умеют играть.
В конце встречи участники поблагодарили за интересную информацию и полезные активности для тренировки ума.
20 июля в Баженовской библиотеке состоялся поэтический марафон " Читаем маяковского" . Библиотекарь провела громкие чтения приуроченные к юбилею российского поэта.
✅✅19 июля исполняется 130 лет со дня рождения Владимира Маяковского, поэта, художника, драматурга, актера, режиссера, журналиста, дизайнера, рекламщика – в общем, человека, который хотел объять необъятное. Он был мастером эпатажа, пламенным пропагандистом и грандиозным художником, увязшим в политике. Он считал себя великаном, который способен перевернуть мир, но к концу жизни осознал, что миру, в котором он живет, не нужны великаны.
✅✅На мероприятии присутствующие познакомились с биографией и творчеством Владимира Маяковского. Читали вслух его стихи и отрывки произведения. Владимир Маяковский еще и драматург, сценарист, актёр и художник, что ритм его стихов известен необычной формой «ступеньками», что писал свои произведения в основном для взрослых, но есть замечательные стихотворения, написанные специально для детей. Взрослые читатели с удовольствием процитировали строки «Крошка сын к отцу пришёл…» из стихотворения «Что такое хорошо и что такое плохо?».
19 июля 1893 года родился Владимир Владимирович Маяковский- русский советский поэт ,драматург, киносценарист,кинорежиссер, киноактер, художник, редактор, один из крупнейших поэтов 20 века.
Происхождение и детство
Кубанский казак по материнской линии, Владимир Маяковский родился в июле 1893 года в Грузии. Там он учился в гимназии и дополнительно занимался живописью у единственного в Кутаиси (город, в котором жили Маяковские) художника.
Когда Володе было 13 лет, его отец погиб. Семья будущего поэта оказалась в тяжёлом положении. Володя с сёстрами и мамой отправился в Москву, несмотря на то, что у них не было знакомых в столице, а денег на руках было всего три рубля.
Образование и юность
Во время обучения столичной гимназии Владимир Маяковский написал своё первое стихотворение, которое было опубликовано в нелегальном журнале другого учебного заведения. Но гимназию в Москве поэт не закончил, так как у семьи не было средств для продолжения обучения.
В 1908 году Владимир Маяковский вступил в партию большевиков, начал работать в подпольной типографии. За всё это он был несколько раз арестован.
В столице Володя решил продолжать своё обучение живописи — сменил несколько преподавателей, а в 1911 году поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Там он начал общаться с художниками-авангардистами, такими как Давид Бурлюк, Велимир Хлебников и Алексей Кручёных. Впоследствии эта группа творцов-авангардистов и ещё несколько человек создаст манифест футуристов под названием «Пощёчина общественному вкусу». Футуристы противопоставляли своё творчество общепризнанной классике, смотрели в будущее, стремились к новаторству.
«Только мы — лицо нашего времени», — гласил манифест.
Впоследствии за публичные выступления Владимира выгнали из училища.
Творческий путь
Владимир Маяковский увлекался не только живописью и литературой, театром и кинематографом. Он создал трагедию «Владимир Маяковский», в постановке которой сыграл главную роль. Позже занялся написание сценария для фильма.
Осенью 1918 года в Театре музыкальной драмы Всеволода Мейерхольда состоялась премьера пьесы Вл. Маяковского «Мистерия-буфф». Оформлением декораций для спектакля занимался выдающийся художник-авангардист Казимир Малевич. Саму пьесу высоко оценил первый нарком просвещения А.В. Луначарский.
Первые стихотворения Володи появились в тюрьме. В 1912 было опубликовало первое произведение поэта — «Ночь». А уже в 1913 году вышел в свет первый сборник стихов Владимира Маяковского под названием «Я!». Он довольно скоро был распродан. В 1915 году написана одна из известнейших и выдающихся поэм серебряного века — «Облако в штанах».
Отдельным периодом творчества поэта можно считать работу в «Окнах сатиры РОСТА» — с 1919 по 1921 годы. Владимир Маяковский создавал агитационные плакаты с подписями на злободневные темы. Например, «Хочешь есть? Хочешь пить? Спеши в ударную группу образцоваго труда вступить» или «Ешь ананасы, рябчиков жуй — день твой последний приходит, буржуй!». Вообще тема революции имела большое значение в творчестве поэта. В. Маяковский даже посвятил одно из стихотворений десятилетнему юбилею Октябрьской революции. В 1920-х годах В.В. Маяковский отправился со своим литературным творчеством на гастроли в США и Европу, где пользовался успехом у публики.
Поэт пробовал себя в разных жанрах — он писал пьесы, сатиру, детские стихи (например, известное почти всем советским и российским ребятам «Что такое хорошо и что такое плохо»), поэмы, лирику. Также работал над изданием литературного журнала ЛЕФ (Левый фронт). Лефовцы выдвинули три новых принципа искусства:принцип социального заказа — творец должен осознавать и ощущать, на какую тему необходимо создавать произведения в зависимости от того, что происходит в стране и обществе;
принцип литературы факта;
принцип искусства-жизнестроения.
Личная жизнь
В 1915 году случилась «радостнейшая дата», как называл это событие сам Владимир Маяковский, — поэт познакомился с Лилей и Осипом Брик. Лиля навсегда осталась самой большой и болезненной любовью поэта. Несмотря на то, что она была замужем за Осипом, Владимир переехал жить к ним в квартиру. Поэт посвящал возлюбленной стихи, поэмы, подарил кольцо с надписью «Люб» — если читать по кругу получалось бесконечное «Люблю». Именно Лиле Брик посвящено одно из самых трогательных и пронзающих стихотворений поэта — «Лиличке».
Однако в попытках забыться и отпустить Лилю у Владимира Маяковского были другие романы — от некоторых женщин у литератора даже были дети. А во Франции Володя безответно влюбился в русскую эмигрантку Татьяну Яковлеву. Покидая Париж, В. Маяковский потратил свой гонорар в цветочном магазине. Просьба заключалась в том, чтобы компания доставляла букеты Татьяне с запиской «От Маяковского». Цветы женщина продолжала получать даже после трагической гибели поэта. За всю жизнь Владимир Маяковский так и не женился, не сумев разлюбить Лилю Брик.
Отношения с властью
Революцию Владимир Маяковский принял с восторгом: «Пошёл в Смольный, начал работать», — так пишет он о себе. Вступил в социал-демократическую партию. Его работа в «Окнах сатиры РОСТА» также говорит о том, что новую власть поэт поддерживал. В 1922 году в газете «Известия», которая принадлежала власти, было опубликовано стихотворение «Прозаседавшиеся». Несмотря на то, что В.И. Ленин «не был поклонником Маяковского», он отозвался о публикации так: «Давно не испытывал такого удовольствия с точки зрения политической и административной». Нарком просвещения А.В. Луначарский не раз положительно высказывался о творчестве В.В. Маяковского. Успехом пользовалась и поэма «Владимир Ильич Ленин», написанная в 1924 году.
Смерть
В апреле 1930 года Владимир Маяковский покончил жизнь самоубийством, застрелившись из пистолета. В оставленной поэтом предсмертной записке была такая строчка: «В том, что умираю, не вините никого и, пожалуйста, не сплетничайте».
Лиля Брик вспоминала, что это была не единственная попытка литератора уйти из жизни. Она вспоминала, как в 1916-м году её разбудил телефонный звонок от Володи, который собирался стреляться. Но тогда поэта остановила осечка оружия. Последней, кто видел поэта живым, была актриса Вера Полонская (подруга поэта).
Вокруг самоубийства В.В. Маяковского до сих пор ходят слухи и легенды — доподлинно неизвестны причины. Согласно официальной версии, поводом стали проблемы «личного порядка». Однако до сих пор не исключена версия убийства. В последние годы жизни в творчестве поэта было заметно разочарование во власти, энтузиазм и восторг убавились. Спорно и появление предсмертной записки, которая была написана карандашом — ведь именно карандашом проще всего подделать почерк. В протоколе письмо не упоминается, оно есть лишь в итоговом заключении по делу.
18 июля 1925 года в городе Тараз, Республика Казахстан родился Анатолий Ананьев -российский писатель, герой Социалистического Труда. Занимал пост Главного редактора журнала «Октябрь». Автор произведений «Козыри монаха Григория», «Годы без войны», «Скрижали», «Лики бессмертной власти», «Тихий сотрудник», «Призвание Рюриковичей», «Малый заслон».
После окончания семи классов средней школы, устроился учеником монтера на хлопкоочистительный завод в городе Наманган. Позднее, поступил в алма-атинский Сельскохозяйственный техникум по направлению «Технические культуры».
В 1943 году, в течение четырех месяцев учился в истребительно-противотанковом артиллерийском училище в городе узбекском городе Фергана. Затем, в звании младшего лейтенанта отправился на фронт и участвовал в Курской битве. В декабре 1945 года Ананьева демобилизовали и комиссовали инвалидом II группы.
Доучившись и получив диплом об окончании сельскохозяйственного техникума уехал в город Джамбул, Республика Казахстан. Работал агрономом в колхозе, агрономом районного земельного отдела. Тогда же поступил на заочное отделение в Казахский национальный аграрный университет. Получив диплом, бросил свою прежнюю работу, и до 1957 года обучался на филологическом факультете в Казахском национальном университете имени аль-Фараби.
Анатолий Андреевич начал писательскую деятельность с рассказов, опубликованных в 1958 году в городе Алма-Ата. В следующем году, в своей повести «Малый заслон» талантливо рассказал миллионам людей, что защищал каждый человек в этой войне. Произведение стало заметным явлением в ряду произведений военной прозы. Позднее, внимание читателей привлек к себе роман о Курской битве «Танки идут ромбом».
В 1963 году Ананьева пригласили на работу в аппарат Союза Писателей в городе Москва, где впоследствии занял должность Первого заместителя Главного редактора журнала «Знамя». С 1973 года являлся Главным редактором журнала «Октябрь». С 1980-х годов входил в редакционную коллегию героико-патриотического литературно-художественного альманаха «Подвиг». Подписал публичное обращение группы известных литераторов «Письмо сорока двух».
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 ноября 1984 года за большой вклад в развитие советской литературы, активную общественную деятельность и в связи с пятидесятилетием образования Союза писателей СССР Ананьеву Анатолию Андреевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
В начале 1990-х годов Ананьев написал два романа о противоречиях сегодняшней жизни: «Скрижали и колокола», а также исторический роман об эпохе Ивана Грозного «Лики бессмертной власти», впрочем, далеко выходящий за рамки одного только XVI века. Роман обращен к исследованию самой природы тирании.
В 1994 году читатель познакомился с еще одной попыткой Ананьев подойти к современности с глубокого тыла написав роман «Призвание Рюриковичей, или Тысячелетняя загадка России. Версии, основанные на исторических свидетельствах, фактах и документах». В произведениях писателя последних лет все более отчетливо проявлялось стремление исследовать реальность и мифы русской государственности.
Помимо этого Ананьев являлся автором романов: «Козыри монаха Григория», «Годы без войны», «Скрижали и колокола», «Лики бессмертной власти», пьесы «Тихий сотрудник».
Анатолий Андреевич Ананьева скончался 7 декабря 2001 года, в результате острой сердечной недостаточности. Похоронен писатель на Троекуровском кладбище столицы
18 июля 1932(1933 год) в Иркутской области родился Евгений Александрович Евтушенко (настоящая фамилия Гангнус) – выдающийся российский поэт, который не так давно был номинирован на Нобелевскую премию.
Юность и образование
В юности у талантливого писателя случился неприятный случай, он был исключен из школы в 15 лет, его обвинили в поджоге школьного документа. Аттестата об окончании учебы он так и не получил. Чтобы сын был чем-нибудь занят, отец отправил его изучать геологию на окраины СССР. Поэт не прекратил заниматься творчеством, и впервые его произведения увидели свет в 1949 году в газете «Советский спорт». Несмотря на отсутствие школьного аттестата, Евтушенко смог обучаться в Литературном институте им. Горького, и снова был отстранен от учебы, но и это его не остановило на пути к мечте.
Творчество
Автор в 1952 году выпустил свой сборник стихов, в которых он выступает патриотом и поддерживает идеи коммунизма (с возрастом его взгляды менялись). Он был достаточно амбициозным человеком, поэтому в 19 лет ему посчастливилось попасть в Союз писателей. За некоторые произведения, где поэт грубо выражался, его могли осудить, но его произведения спокойно выпускались, ведь уже был признанным творцом.
Также один из важных периодов его жизни стали 50-е- 60-е годы. Это было время, когда поэты новой волны собирали стадионы слушателей. Евгений Евтушенко занимал лидирующие позиции в объединении шестидесятников (подробнее об этом движении мы написали здесь).
Личная жизнь
Известный поэт предложил руку и сердце коллеге по цеху – Белле Ахмадулиной, с которой прожил недолго из-за ревности, которая так не нравилась знаменитой и красивой супруге. Вторая попытка наладить семейную жизнь была совместной с Галиной Сокол–Лукониной, их союз продержался около 10 лет. В 1978 году мужчина заключил новый брак с ирландкой Джен Батлер. После в 1989 года он женился на Марии Новиковой. Всего у литератора пять детей от разных женщин.
Были люди, которые осуждали писателя и обвиняли его в неразумной личной жизни. Не понимали, как можно быстро строить и рушить семью, оставлять жен с детьми и заводить новых. Но скандальное поведение творческой личности – ее личное дело, ведь не зря же интимную сферу бытия называют «личной жизнью».
Смерть
В пожилом возрасте он все равно продолжал работать и выпустил сборники: «Не умею прощаться», «Поэт в России больше, чем поэт». Весной 2017 года его не стало.
Стоит заметить, что писатель до последних сил занимался литературой, это говорит о том, что человек буквально жил своей профессией, наслаждался процессом создания своих произведений.
17 июля 1889 года родился Эрл Стенли Гарднер— американский писатель, классик детективного жанра.
Семья Эрла Стенли Гарднера происходила из Новой Англии, что, по американским понятиям, придавало ей налет своеобразного местного аристократизма. В семье было трое сыновей. Эрл, доставлявший родителям больше всех хлопот, был средним. Отец Гарднера, хотя и не имел высшего специального образования, был толковым инженером– механиком. В 1902 г. он получил интересную работу в небольшом калифорнийском городишке Орвилль, бывшем в те годы центром «золотой лихорадки». После окончания школы Эрл некоторое время проработал в юридической конторе, где в его обязанности входило печатать на машинке. Он мечтал о юридической карьере, мечтал учиться у лучших адвокатов того времени, но отец отправил сына в недорогой университет в штате Индиана. Но из-за своего взрывного характера, и нелегальных занятий боксом, юноша должен был оставить учёбу. Он три года работал в нескольких юридических конторах простым клерком, потом сдал экзамен, и стал самым молодым членом коллегии адвокатов, получив право открыть свою собственную контору. Эрлу Стенли Гарднеру к тому времени шел 22-й год. Ему удалось открыть свою контору в маленьком городке Мерседе, расположенном в те годы в калифорнийской долине Сан-Хоакин. В удушающую летнюю жару он в одиночестве сидел в конторе, и ждал клиентов. Как много позже с иронией вспоминал сам писатель: «Я не имел ни малейшего представления, как и с чего начать. Знания-то у меня были, но я не обладал никакими полезными качествами: не умел ни танцевать, ни играть в карты, ни заводить новые знакомства». Но однажды его приятель, из любителей бокса, позвал его пожить с группой молодых людей в городке Окснард в округе Вентура, где Гарднер и нашел себе работу в конторе местного, преуспевающего адвоката. Округ Вентура оказался подходящим местом для молодого, честолюбивого юноши: недавно тут нашли нефть, начали строить океанский порт, появились богатые инвесторы, быстро стало расти население. Именно в Окснарде Гарднер нашел все свои истории, которые потом опишет в своих произведениях о знаменитом адвокате Перри Мэйсоне. В 1921 г. Гарднер стал писать. Как он потом признавался, он сделал это из того, чтобы не сидеть целыми днями в конторе, а, имея свободный график, неплохо зарабатывать. В 20-30-е гг. в США издавалось великое множество журналов, которые публиковали скандальные и сенсационные истории, туда Гарднер и стал посылать свои рассказы. Однако все произведения начинающего автора поначалу отвергались. Но Эрл Стенли не отступал. Он взял себе девизом следующий тезис: потребитель всегда прав. И он оказался в выигрыше. Гарднер был, пожалуй, первым писателем, который с гордостью заявил, что будет писать исключительно для рынка. И писал он с завидной для любого писателя скоростью, пользуясь множеством псевдонимов. Всё ещё продолжая заниматься адвокатской деятельностью, автор установил себе жесткую норму: пять тысяч слов в ночь, и придерживался её всегда. Он создал 83 романа про адвоката Перри Мэйсона и 29 романов (под псевдонимом А.А.Фэйр) про «сладкую парочку» – Дональда Лэма и Берту Кул. Но эти романы отличает стойкий профессионализм, как писателя, так и адвоката, который с точностью хорошего психолога описывает сложившиеся ситуации. В этих романах нет привычной для детективов жестокости, кровь «не льётся рекой», никакого секса. Однако они с самого начала захватывают читателя и держат в напряжении до конца. Считается, что образ адвоката Перри Мэйсона автор списал с себя, а образ его верной секретарши Деллы Стрит – со своей секретарши, впоследствии жены, от которой у него был сын. Но официально Гарднер женился на возлюбленной только в конце своей жизни (вспомним, что Перри Мэйсон, его герой, так и не сделал этого шага по отношению к Делле Стрит). Сыщик Пол Дрейк также имеет прототипа. Это близкий друг Эрла, тоже сыщик, Сэм Хикс. Критики подсчитали, что автором создано 505 мужских персонажей и 215 женских, причем характеры и внешние детали автором обрисованы слабо. Гарднер это делал для того, чтобы читатель мог сам представить себе персонажей, но он также известен своими скандалами с голливудскими продюсерами, которые пытались экранизировать его романы о Перри Мэйсоне. В заключение хочется сказать, что Перри Мэйсон в Америке для трёх поколений являлся культовым героем. И это не случайно: именно Мэйсон является воплощением принципов справедливости, к которой стремятся все люди, и которая, к сожалению, вершится только на небесах.
13 июля 1928 года родился Валентин Саввич Пикуль — русский советский писатель, автор многочисленных художественных произведений на историческую и военно-морскую тематику.
Издавался миллионными тиражами.
В 80-е годы прошлого века, еще до начала перестройки самую читающую нацию в мире интересовали не только газетные публикации, но прошлое страны. Уже известные личности и события из школьных учебников мало устраивали, читателю требовалось что-то новенькое, нешаблонное. Именно с таким нешаблонным подходом ворвался в литературу писатель-самоучка Валентин Пикуль, книги которого раскупались бешеными тиражами. Эта тенденция сохранилась и сейчас, спустя много лет после смерти литератора, несмотря на то обстоятельство, что и историки, и его коллеги по цеху до сих пор имеют претензии к его творчеству. В этом неприятии произведений Валентина Пикуля объединились даже русофобы и русофилы. Но важно не это, а то, что человек, имеющий за плечами всего пять классов школьного образования, сумел вызвать неподдельный интерес к истории у нескольких поколений читателей.
ДЕТСТВО И ЮНОСТЬ
Родился Валентин Пикуль в Ленинграде 13 июля 1928 года. В некоторых источниках местом рождения указывается украинский городок Кагарлык, но это ошибка, оттуда родом не Валентин, а его отец Савва Пикуль. В свое время отец писателя был призван служить на Балтику. Он попал на миноносец «Фридрих Энгельс» в качестве матроса. После демобилизации остался в городе на Неве, устроился на фабрику «Скороход», потом учился в экономическом институте. Получив диплом вуза, нашел себе работу военного инженера-корабельщика судостроительного завода, где трудился в 1936-1939-м годах. Маму писателя звали Мария Пикуль (в девичестве Каренина). Ее предки – крестьяне Псковской губернии.
Валентин Пикуль в детстве с родителями
До четвертого класса Валентин и его родители жили в Северной столице. Мальчик ходил в школу, показывал незаурядные способности к учебе. В свободное время охотно рисовал и занимался акробатикой. В 1939 году отец семейства получил новое назначение, и отбыл в город Молотовск (сейчас Северодвинск) работать на новой судоверфи. Спустя год к нему присоединилась жена с сыном. Валентин пошел в школу, посещал кружок «Юный моряк» в Доме пионеров.
После сдачи экзамена за пятый класс, Валентин с мамой отправились на летние каникулы в родной Ленинград. Там жила бабушка мальчика. И тут грянула война, вернуться домой они не успели, оказались в блокадном Ленинграде.
Самую страшную, первую блокадную зиму 41-42-го годов Валентин и его мама находились в Ленинграде. Они долго не могли эвакуироваться, и выбрались из города только тогда, когда начала действовать «Дорога жизни», по промерзшему Ладожскому озеру, под непрерывным огнем вражеских минометов, ежеминутно грозящим утопить машину и ее пассажиров. Скудное питание и недостаток витаминов сделали свое дело, у Валентина начала развиваться цинга и дистрофия.
Мама с сыном оказались в эвакуации в Архангельске. Отец семейства уже находился на фронте, его призвали в морскую пехоту. Валентину тоже хотелось что-то сделать для победы, и он сбежал из дома, добрался до Соловков и стал курсантом школы юнг. Учеба закончилась в 1943-м, и юноша получил направление для прохождения службы на эскадренном миноносце «Грозный», в Северном флоте. Однажды экипаж судна чудом избежал гибели, под его днищем прошла торпеда. К тому времени семья получила извещение и том, что Савва Пикуль пропал без вести под Сталинградом.
Валентин Пикуль в молодости
Валентин воевал до самого конца войны, сумел сразу стать командиром боевого поста, потом дослужился до штурманского электрика. В победный год ему исполнилось семнадцать лет. В личное дело парня подшили характеристику, в которой указывалось, что юнга Валентин Пикуль может совершать необдуманные поступки.
В 1945 году Пикуль получил направление, и стал курсантом Ленинградского подготовительного военно-морского училища. Однако учиться там молодой человек не стал, в 1946-м был отчислен по причине нехватки знаний. Официально он больше не учился, ограничившись программой пяти классов средней школы. Однако продолжал расширять свои познания самостоятельно, много читал.
ЛИТЕРАТУРА
Творческая биография Пикуля как писателя началась с того, что он пришел в литературный кружок к Вере Кетлинской, к тому времени уже удостоенной Сталинской премии. Валентин написал два романа, но они не понравились ему самому, и были отправлены на помойку. Он отдал в печать только третье свое детище, получившее название «Океанский патруль». После публикации этого романа Пикуль стал членом Союза писателей СССР.
Валентин Пикуль в творческом процессе
В те годы он познакомился и подружился с двумя Викторами – Конецким и Курочкиным, тоже начинающими литераторами. Молодые люди так сдружились, что получили прозвище «Три мушкетера».
История России всегда вызывала у Пикуля неподдельный интерес, который с годами все больше усиливался. В 1961 году писатель выпустил роман под названием «Баязет», в котором описывал осаду крепости с таким же названием в годы Русско-турецкой войны. Сам пикуль считал, что именно с этой книги началась его биография, как литератора. После этого романа писатель регулярно публиковал свои произведения, но настоящая слава и всесоюзная любовь пришли к нему в 1971 году, после публикации романа «Пером и шпагой» в журнале «Звезда».
Следующее произведение, которое привлекло к себе всеобщее внимание, стал роман «Нечистая сила». Первый раз его пытались напечатать в 1979-м, но шквал критики и эмоций читателей привел к тому, что полностью издать произведение получилось только через десять лет.
В «Нечистой силе» отражены события, предшествующие закату власти российских царей, период, когда во дворце и в политике засветился Григорий Распутин. Критики в один голос утверждали, что Пикуль недостоверно описал эпоху, исказил исторические фигуры, недостоверно отобразил императорскую семью и их ближайшее окружение.
Так уж сложилось, что проза Пикуля раздражала представителей либеральных кругов, о нем говорили, что писатель старается угодить власть имущим. Но после выхода «Нечистой силы» даже сторонники власти Советов испытали очень противоречивые эмоции. Близкое окружение литератора утверждало, что после выхода этого романа на Валентина напали и жестоко избили. Кроме того, Суслов дал личное распоряжение, и за Пикулем негласно следили.
В 1986 году вышел еще один роман писателя, в котором описывается дореволюционный и революционный периоды – «Честь имею». На этот раз обошлось без эксцессов, публикация прошла незаметно.
Валентин Пикуль активно трудился на протяжении сорока лет. За этот долгий период он сумел опубликовать три десятка масштабных литературных произведений, невероятное количество рассказов-эссе. В одном из интервью супруга писателя сказала, что он мог работать сутки напролет, без сна и отдыха. Когда на него находило вдохновение, Валентин не просто сидел за машинкой и писал, он проговаривал текст, а иногда даже разыгрывал сцены из своего будущего произведения. У Пикуля было только одно ограничение, или суеверие, он никогда не садился за новую работу в понедельник.
Валентин Пикуль за письменным столом
Валентин Саввич очень ответственно подходил к работе над каждым своим произведением. Старался найти как можно больше источников информации, и не рассчитывал только на ту литературу, которую одобрила партия. У каждого литературного персонажа Пикуля была отдельная карточка, где отражались самые главные моменты о нем – характер, привычки, вкусы, описание внешности. После того, как Пикуля не стало, эти карточки подсчитали, их оказалось больше тысячи штук.
Свою последнюю задумку – роман под названием «Барбаросса» писатель так и не завершил. В нем речь идет об истории Второй мировой войны. Предполагалось, что это будет двухтомник, и после выхода первого тома Пикуль собирался начать работу над книгой «Когда короли были молоды», а потом снова вернуться к «Барбароссе». Но эти грандиозные планы так и остались планами, перед смертью он успел закончить только небольшую часть первой книги. У Пикуля было еще много задумок, он хотел отразить в своих произведениях биографии Михаила Врубеля, балерины Павловой, Софьи, сестры Петра Первого.
По произведениям Валентина Пикуля написано много сценариев, ставших впоследствии успешными картинами и сериалами. Самым кассовым оказался фильм «Моонзунд», по одноименному роману писателя. Картина вышла в 1987 году, и получила множество хвалебных отзывов критиков и зрителей.
ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ
В личной жизни писателя было три официальных брака. Первый раз он женился на Зое Чудаковой, знакомство с которой состоялось в очереди. Парню в то время исполнилось семнадцать лет, кровь бурлила гормонами, хотелось любви и женской ласки. Зоя сразу забеременела, и Валентину пришлось вести ее в ЗАГС, так как нравы тех лет не предусматривали различные вольности и гражданские браки. Супруга родила Валентину дочь Ирину, ставшую его единственным ребенком. От отца девушка унаследовала любовь к морю и морскому делу, выучилась на инженера-кораблестроителя. Так как брак этот был поспешным, по необходимости, супруги очень быстро развелись.
А вот две следующие жены писателя сыграли большую роль в его личной и профессиональной жизни.
Валентин Пикуль с Вероникой Чугуновой
В 1956-м писатель познакомился с Вероникой Феликсовной Чугуновой, на которой вскоре женился. Вначале женщина отвергала предложение руки и сердца от влюбленного литератора, ей казалось неправильным выходить замуж за человека, разница в возрасте с которым составляет десять лет. Однако Пикулю удалось сломить сопротивление женщины, и оформить отношения официально. Женщина оказалась с твердым характером и крутым нравом, из-за чего друзья Валентина звали ее Железная Феликсовна. Она сумела стать своему молодому мужу не только супругой, но и самым надежным другом и соратником.
Вероника решала все вопросы, связанные с бытом и другими «мирскими» проблемами, в то время, как Валентин полностью отдавался писательству. Именно ей Пикуль посвятил одно из своих произведений, роман под названием «Слово и дело». Вероника также настояла, чтобы они сменили место жительства, и вот уже семья покидает Северную столицу, и поселяется в Риге. До этого супруги жили в одной комнате коммунальной квартиры, а в Риге обзавелись отдельной двухкомнатной квартирой. По другой версии, отдельную квартиру Пикулю дали за проявление лояльности писателя к властям страны.
В 1980 году Вероники не стало, и Пикуль ощутил всю тягость одиночества. Он был практически не приспособлен к жизни, ведь до этого все бытовые вопросы решала супруга. Беспомощный в повседневных вопросах писатель был рад негласному шефству, которое взяла над ним женщина по имени Антонина, работавшая в библиотеке. Прошло совсем немного времени, и Валентин предложил ей замужество, чем сильно обескуражил бедную женщину. Им обеим уже было много лет, да и к тому же Антонина имела двух взрослых детей от первого мужа. Но самое интересное то, что Пикуль абсолютно не ухаживал за ней, не оказывал никаких знаков внимания, просто позвал замуж, и все.
Валентин Пикуль с Антониной
Антонина ответила, что для принятия такого судьбоносного решения ей нужно поговорить с детьми, спросить у них совета. Валентин предложил отвезти ее к дому, и пообещал ждать под подъездом ровно тридцать минут. Если она придет, едут вместе, если нет – он уезжает один, и на этом отношения закончились.
Антонина получила «благословение» от сына и дочери, и в тот же день переехала жить к Пикулю. Валентин сказал, чтобы она не брала из дома никаких вещей, все сами наживут. До женитьбы супруги практически не знали друг друга, поэтому «притираться и приспосабливаться» довелось уже в браке. На протяжении первых двух лет жена называла супруга Валентином Саввичем.
Несмотря на все странности этого союза, он получился крепким и надежным. Третья супруга была с писателем до его самого последнего дня. Она же выполняла функции его главного биографа, издала книги о муже, и за это стала членом Союза писателей РФ. Кроме этого вдова популяризирует литературу Валентина Пикуля.
СМЕРТЬ
Смерть известного писателя наступила внезапно. Он умер от сердечного приступа 16 июля 1990 года. Местом упокоения Валентина Пикуля стало Лесное кладбище в Риге. После смерти мужа Антонина нашла книгу, которую Пикуль писал еще в тридцать лет.
13 июля 1894 года родился Исаак Эммануилович Бабель — русский советский писатель, переводчик, сценарист и драматург, журналист, военный корреспондент.
Родился 12 июля 1894 года в Одессе. Фамилия при рождении - Бобель. Отец — Эммануил Ицкович Бобель (1864—1924), торговец. Мать — Фейга (Фаня) Ароновна Швехвель. Вскоре семья переехала в город Николаев.
В 1904 году он поступил на обучение в Николаевское коммерческое училище. Помимо учебной программы частным образом изучал Библию, Талмуд и древнееврейский язык. Он в совершенстве владел не только идишем, но и русским, французским языками. Одно из первых произведений Бабель написал на французском языке, но оно не сохранилось. Уехав из Николаева, он учился в Одесском училище, а затем в Киевском.
В 1916 году Бабель уехал в Петроград. Там ему удалось поступить на юридический факультет местного института. Вскоре он познакомился с А. М. Горьким, который опубликовал два рассказа юного писателя в журнале «Летопись». Отслужив несколько месяцев на румынском фронте, Исаак снова вернулся в Петроград, где работал переводчиком в иностранном отделе ЧК. Все свои наблюдения в то время он записывал в «Конармейский дневник» (1920). Позже он работал выпускающим редактором и репортером в Одессе. В 1920 году в одесском журнале «Лава» появился его цикл «На поле чести». Через год он опубликовал рассказ «Король», который свидетельствовал о его творческой зрелости.
Наиболее плодотворными для писателя стали 1920-1930-е годы. Именно тогда появился цикл рассказов «Конармия» (1926) в которых повествовалось о жестоком нраве красноармейцев. Наиболее запоминающимся в рассказах был персонаж Беня Крик – прототип легендарного Мишки Япончика. Другим популярным произведением стала пьеса «Закат» (1928), которую не раз ставили русские и украинские театры. В 1930-х годах Бабель написал несколько сценариев в сотрудничестве с Сергеем Эйзенштеном. Несколько лет он жил за границей, во Франции, Бельгии, Италии. В мае 1939 года писателя арестовали за антисоветскую деятельность. 27 января 1940 года И. Э. Бабель был расстрелян.